Адаптация

12Адаптация ребенка 2-3 лет в детском саду.

Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок, а три года — возраст, на взгляд родителей, подходящий. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно, и хочется играть с детьми… Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура… Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме — важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). Организм и душа ребенка — в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации. Есть еще и промежуточный вариант.

Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач — от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.

СТРАХ: во всем скрытая угроза : от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой… Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке — «пороховая бочка».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех — главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что, однако, является инициативой мнимой — выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка — успех исхода адаптационного процесса.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы — «телеграфный стиль». Такая речь — итог тяжелой адаптации.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и — нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Цепочка «разлука-страх-стресс-срыв адаптации-болезнь с осложнениями» повторяется в течение нескольких месяцев. Таких детей желательно не отдавать в три года в детский сад.

Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке — в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант — средней тяжести течение периода различных адаптационнныхизменений в детском организме характеризуется сроком адаптации — больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько — отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационнных механизмов ребенка Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, — груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы — это издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной и не пришлосьлечить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.

Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.

  • Не отдавайте ребенка в детсад в разгаре кризиса трех лет. Этот кризис — первая попытка самореализации.
  • «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
  • Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
  • Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
  • Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
  • Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .
  • Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
  • Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  • Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.

Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.

  • Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфлитный климат для него в семье.
  • Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости идругие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
  • Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
  • Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.

Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад.

  • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
  • «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
  • Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
  • Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, онопределяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это — признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации — дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.

Эмоциональность — фундамент умственного развития. Эмоции — то звено, за которое вытаскивается вся цепь психического развития. Даже при задержке речевого развития, многокрасочность и разнообразие эмоций является залогом умственной полноценности ребенка. Хочется напомнить простой механизм: интерес к чему-либо проявляется через удивление, а удивиться может человек богатый эмоционально! 

Первые посещения детского сада

Есть маленькие дети, которые трудно расстаются с родителями. Чем они становятся старше, тем легче разлука на несколько часов или даже на день. Чем моложе ребенок, тем труднее ему жить без родителей.
Опыт убеждает в том, что не все дети сразу остаются с удовольствием в детском саду. Одни никак не хотят оставаться без родителей; другие, напротив, с первого разу так привыкают к детскому саду, что даже домой не хотят. Вообще же говоря, переход маленького ребенка из семьи в детский сад не должен быть резок, а ребенок должен к нему привыкнуть исподволь. Постараемся изложить вкратце те правила, какие мы соблюдали при поступлении детей в детский сад.

Дети самостоятельные, естественные, не капризные, но бывшие до поступления в детский сад близки к своим родителям, с первого раза неохотно остаются в детском саду. Они не так охотно играют с чужим человеком, как со своим близким, знакомым. Поэтому следует не сразу предоставить такого ребенка новой воспитательнице, а следует матери или няне оставаться в детском саду с ребенком несколько дней кряду или по крайней мере один день. Сначала она может пробыть целые дни в детском саду и участвовать в играх; затем мало-помалу уменьшать участие в последних, и когда она увидит, что ребенок сблизился настолько с воспитательницею, что свободно объясняется с нею и обращается уже к ней с вопросами, или когда ребенок сблизится с товарищами, тогда мать смело может не ходить больше с ребенком в детский сад. Отсутствие матери не будет чувствительно для него. Плакать о матери или проситься домой такой ребенок не станет, если его ввели описанным образом в заведение. По возвращении домой ребенок радуется своим родителям, рассказывает им о своих играх и работах и на другой день с удовольствием отправляется в детский сад.

Дети, родители которых отправляются с утра на работу и оставляют их на целый день одних, или работают дома, но не имеют свободного времени заниматься детьми и отстраняют их от себя, или, вообще говоря, нормальные дети, но не особенно близкие к своим родителям, обыкновенно с первого разу остаются с удовольствием в детском саду. В этом случае детский сад заменяет отчасти семью детям, и они находят там ласку и внимание, недостающие им дома.

Дети избалованные, капризные, своевольные и изнеженные ведут себя в детском саду совершенно особым образом, так что о них стоит поговорить подробнее.
Они никогда при родителях не привыкают к воспитательнице. Такие дети смотрят на воспитательницу, как на особу, обязанную их занимать, веселить и исполнять их приказания. Сближение душевное с воспитательницею они обнаруживают только при долгом посещении детского сада. Чем больше мать остается с ними в детском саду, тем менее они сходятся с другими детьми и вовсе не сходятся с воспитательницею. Мать уйдет на секунду, и они уйдут. Это зависит от того, что подобные дети не знают истинной любви; они привыкли приказывать; на родителей он смотрят, как на исполнителей их прихотей. С такими детьми мать ни за что не должна оставаться в детском саду, ибо, чем больше она будет исполнять их желания, тем они становятся деспотичнее.
Мы знаем несколько таких детей. С одним из них мать приходила в детский сад ровно два месяца; она каждый день пробовала уходить, но каждый раз ребенок поднимал страшный рев. Сколько ни уговаривали ее, чтобы она его оставила в детском саду, она не хотела; она боялась, что он заболеет, умрет. Наконец, мать заболела, ей нельзя было больше приводить ребенка. Его стали посылать с девушкой и оставлять одного в детском саду. И тогда ребенок этот стал играть хорошо, подобно другим детям.
Но замечательно, что подобные дети долго не сближаются сердечно с воспитательницею, а смотрят на нее свысока. Своеволие детей в богатых семьях действует губительно на детей. Подобные дети могут почувствовать только тогда истинную любовь к людям, когда будут удалены от тех вредных домашних условий (богатства и дурного обращения с прислугой), в которых они вырастают. Такие дети деспоты и полнейшие рабы в то же время.

Своевольцы-сангвиники, капризные, упрямые и настойчивые дети, держатся вначале различно: одни настоятельно требуют, чтобы мать или няня оставалась с ними; другие, наоборот, сразу остаются в детском саду. Но, раз побывав между детьми, они неотступно уже просят дома, чтобы их вели в детский сад. Толпа различных детей для них среда, где они могут обнаруживать свою волю: командовать, распоряжаться, устраивать все по-своему, подчинять слабых и т.п. Здесь важно, чтобы садовница следила за тем, чтобы они не направляли ложно свой воли, чтобы они не слишком взяли в руки других детей; но действовать она должна менее запрещениями, а больше посредством возбуждения самостоятельности и сознания в других, слабых детях. Капризы этих сангвиников никак не должны быть исполняемы. «Если так, я не буду играть! Я маме скажу!.. А я больше не буду приходить!..» и т.п. Подобные фразы не должны действовать на садовницу. Брань, ругань, дерзости таких детей не должны садовницу выводить из терпения: она должна сохранять полное хладнокровие и спокойствие и тогда увидит, как мало-помалу капризный исправится и начнет направлять целесообразно свою волю.

Дети забитые, которых дома постоянно останавливают, которым делают выговоры за каждый свободный поступок, обыкновенно сами не желают, чтобы их родители оставались с ними в детском саду. Они бывают и веселее, и игривее, и добрее, и смышленее, когда родители не присутствуют при их занятиях в детском саду. Когда же придут родители, они опускают голову, задумываются, делаются молчаливыми и без охоты двигаются во время подвижных игр. Такие дети должны оставаться в детском саду без родителей с того времени, как воспитательница заметит подобные качества ребенка.
Из практики детского сада можно вывести следующее: дети не чувствуют себя стесненными в детском саду; напротив, одни раньше, другие позже желают оставаться в нем больше времени, чем положено, и с нетерпением ожидают другого дня, чтобы опять поспешить туда. А дети в этом отношении лучшие судьи: у них нет предвзятых мыслей, ими руководит чувство — неподдельное и неподкупное.

По тексту журнала «Детский сад», 1868 г.

Аделаида Симонович

Комментарии запрещены.